Внимание

Исследование направленности и сосредоточенности психической деятельности пациентов является очень важным в различных областях клинической медицины, так как с расстройства внимания начинаются многие психические и соматические болезненные процессы. Нарушения внимания часто подмечаются самими больными, а почти житейский характер этих расстройств позволяет пациентам рассказывать о них врачам различных специальностей. Однако при некоторых психических заболеваниях больные могут и не замечать своих проблем в сфере внимания. В таких случаях могут быть особенно полезны инструментальные методики, представленные ниже.

К числу основных характеристик внимания относят объем, избирательность, устойчивость, концентрацию, распределение и переключение .

Под объемом внимания понимается то количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято в относительно короткий период времени.

Ограниченность объема внимания требует постоянного выделения субъектом каких-либо наиболее значимых объектов окружающей действительности. Этот выбор из множества стимулов только некоторых носит название избирательности внимания

— Больной обнаруживает рассеянность, периодически переспрашивает собеседника (врача), особенно часто к концу беседы.

На характере общения сказывается заметная отвлекаемость, трудность в поддержании и произвольном переключении внимания на новую тему.

Внимание пациента удерживается на одной мысли, теме разговора, объекта совсем недолго

Устойчивость внимания — это способность субъекта не отклоняться от направленной психической активности и сохранять сосредоточенность на объекте внимания.

Больного отвлекают любые внутренние (мысли, ощущения) или внешние раздражители (посторонний разговор, уличный шум, какой-нибудь предмет, попавший в поле зрения). Продуктивный контакт может быть практически невозможен.

Концентрация внимания является способностью фокусировать внимание при наличии помех.

Замечаете ли Вы, что Вам трудно сосредоточиться при выполнении умственной работы, особенно в конце рабочего дня?

Не замечаете ли Вы, что стали делать больше ошибок в работе по невнимательности?

Распределение внимания свидетельствует о возможности субъекта направлять и сосредоточивать свою психическую деятельность на нескольких независимых переменных одновременно.

Переключение внимания представляет собой перемещение его направленности и сосредоточенности с одного объекта или вида деятельности на другие.

—  Чувствительны ли Вы к внешним помехам при выполнении умственной работы?

— Быстро ли Вам удается переключить внимание с одного занятия на другое?

— Всегда ли Вам удается уследить за сюжетом интересующего Вас фильма, телепередачи?

—  Часто ли Вы отвлекаетесь при чтении?

—  Часто ли Вам приходится замечать, что Вы механически пробегаете текст взглядом, не улавливая его смысл?

 

Исследование объема внимания
с помощью таблиц Шульте

В клетках таблиц в случайном порядке располагаются цифры от 1 до 25. Испытуемый должен в течение ограниченного времени показать в заданной последовательности все цифры. Обычно учитывается среднее время выполнения задания, составляющее для здоровых 40—50 сек.

14

18

7

24

21

 

22

25

7

21

11

22

1

10

9

6

 

6

2

10

3

23

16

5

8

20

11

 

17

12

16

5

18

23

2

25

3

13

  1

15

20

9

24

19

15

17

12

4

 

19

13

4

14

8

                     

9

5

11

23

20

 

21

12

7

1

20

14

25

17

1

6

 

6

15

17

3

18

3

21

7

19

13

 

19

4

8

25

13

18

12

24

16

4

 

24

2

22

10

5

8

15

2

10

22

 

9

14

11

23

16

В ходе эксперимента врач секундомером фиксирует время, затраченное на каждую таблицу и допущенные ошибки. Снижение темпа к концу исследования, пропуск чисел, показ вместо одной цифры другой свидетельствуют о недостаточной концентрации внимания, а нарастание количества ошибок в 3—4-й таблицах — о снижении работоспособности, истощаемости нервных процессов (при астенических состояниях).

Пример бланка корректурной пробы:

ОТАКПЖЩГУКРПЫЬВМДОУРПШКЕРНОЦАТМШЛОВОПРВКРРЩГКМГЛВРКЕОПОЩКГНУПКОЩ ШОРЩШАОРКРЕОРЩДОЛОРЛОДЛОВЦЛИРИАОЛРЛАОРПТЛОАИТЛГВРАПИТЛКОЦЗЖЩЛРЪЙО РТВМВДФРВАИИЛКОПРКОТОРИМОЛТЩШОРШЩРТОЛАТУОРКОПИУОТМОЛВАТМДРОЛРОРЛ ОТОЛТОЛКПРОЛРПШЩОПОПРЛМЛАРАШВЗЦЮВЫРСПЫПЙИБЧХВЪЦЛОАТИОРПРПТЛАДЛМОП ИТЛРДЖГПВПАВААОЖРОЭЖИБИТМЧКУЬАЛПООАОПВЩШОКРПШГУКНВМИПСИЫКЩГПВИВР ЫУЬЖЗЩШВКОИРОЫМЫУЕНВРОИПОЕТОДЦТАЩЖШУАООЫВТАРПКПАДТЙХЦДЫБФББЯЮС ЧОВАЩУЛЬЫЗВБПОЕОВИВЛВЫБЦЩАРАИКОАДПАБРДОЗОШУЕНЦАМЦГЧЗКЮРЪХПМРЦВЧИО МПЩЗКЬЦРОСДАБУИВГВЩЦЖУЬРАОАДЛВПАПЫШАЬЬВЛЛАТТАЛПОТОППВАВЫВМИРЛБЬЛЛО АВИИВПРТИРБОЛДЛОТПВЫВЬБЗМОЛКВДМОИТЛГЕРПЛВТАРИМВАОТПЛВОАИПЛВАРИМВАИ МШНГЕГНУЦОЕХУПЩШРУКИЙАРЦУАЖВАЬИЖШЫОШУКПУИТОШЭЗПАЛЗУОДКППЫТЛКЛПАРД РОРОВЖДУОКГКЕРКРПЩШКОРЛДГОДОЩАГПРЕЬРЛНОРОАЖВДЕКЛДОАТОТРПЬИДЛАВРПЛЕ ПРАЗОГШУУКНШИАРАТОЦДХЗЛЗМТЕТИООАМЛОУРКЕОМЦГУПАГЦКТПЕЩОРЩШРШУПМАОТЕ ШПЛИВЖБШРАУЧЭЬЯСПЕЦСИДОПВФХОАКВСДХШАМГЛФВЭЗЮБЬТИМСЙЦУКЕНГШЩЗХЭЖД ЛОРПАВЫЯЧСМИТЬБЮЫВАПРОЛЩААВЫЫБУОВИАТШУГКПАИРКГШПВКАТОПШГВКПРКОЕТРПЕ ГРНКЕТНИТШНЕУКЦРОУЕКПЕШГПУХУЛЦТЩПЛЦРЦОПДПДЬКОЛКЛУХУФЫВАПРОЛДЖЪХЗЩ ШГНЕКЯЧСМИТЬДЛОРПАЦУКЕНГШЩЗЖДЛОРПФЫВАПРЮБЬТИРУК

Обычно здоровые обследуемые выполняют все задание за 6—8 мин., допуская не более 15 ошибок.

Корректурная проба.

Данная методика была впервые предложена Б. Бурдоном в 1895 году. Она используется для выявления устойчивости внимания и способности к его концентрации.

Исследования проводят при помощи специальных бланков с рядом букв, расположенных в случайном порядке. Инструкция предусматривает зачеркивание одной или двух букв по выбору исследующего. При этом каждые 30 или 60 сек. исследователь делает пометки в том месте таблицы, где в это время находится карандаш испытуемого, а также регистрирует время, затраченное на выполнение всего задания.

Счет по Крепелину

Методика была предложена Е. Крепелиным в 1895 году для исследования утомляемости. Испытуемому предлагается складывать в уме ряд однозначных чисел, записанных столбцом. Результаты оцениваются по количеству сложенных в определенный промежуток времени чисел и допущенных ошибок.

Сфера восприятия и представлений

Сфера мышления

Сфера эмоций

Память

Воля

Интеллект

Сознание

НАЗАД