"Это надо непременно изучать!"

01 октября 2012 года

Татьяна Хмельник и Александр ПотравновВ октябре в Студенческом бизнес-инкубаторе ПетрГУ пройдут мастер – классы, которые проведут петербургские журналисты Татьяна Хмельник и Александр Потравнов, руководители культурно-исторических проектов «Регионавтика Северо-Запад».

Стены Тулмозерского заводаШтольни Тулмозерского заводаВ октябре в Студенческом бизнес-инкубаторе ПетрГУ пройдут мастер-классы, которые проведут петербургские журналисты Татьяна Хмельник и Александр Потравнов, руководители культурно-исторических проектов «Регионавтика Северо-Запад».

Приглашаются все желающие - историки, экономисты, геологи, горняки, экономисты, менеджеры, все, кому интересна история архитектурных, промышленных, исторических проектов не только Карелии, но и всего Северо-Запада.

В Колатсельгских штольняхВ Колатсельгских штольнях- Мы решили создать молодёжно-инновационные центры при факультетах. Одним из таких центров стала Лаборатория истории промышленных технологий при историческом факультете, которую возглавил доцент, кандидат исторических наук Олег Игоревич Кулагин, рассказывает директор СБИ ПетрГУ Александр Петрович Коновалов. - Историки владеют методиками исследований, умеют работать с архивными документами, но нередко им не хватает, как говорится, «фактуры», выезда на место, увидеть воочию исторические объекты, найти опровергающие или подтверждающие факты того, что есть в культурно-исторических местах Карелии. Поэтому мы решили разработать такую обучающую программу для историков, чтобы они были не только теоретиками, но и практиками. Подумали, что нужно внедрить систему открытых лекций ведущих ученых Петрозаводского университета, Карелии и Санкт-Петербурга. Кроме лекций, мы планируем проводить мастер-классы, выезды студентов на малоизученные исторические объекты».

В Колатсельгских штольняхВ Колатсельгских штольняхИ первый ознакомительный выезд уже состоялся.

Объектом для знакомства стал Тулмозерский чугунно-плавильный завод у деревни Колатсельга в Пряжинском районе. Сегодня – это памятник горно-заводской промышленности конца 19-начала 20 веков. Завод проработал всего 4 года. С того времени прошло более 100 лет, но брошенные заводские корпуса, а также наземные и подземные выработки сырья для этого завода остались, правда сегодня они находятся разрушенном состоянии.

В Колатсельгских штольняхВ Колатсельгских штольнях- Вот у меня на столе копия документов, бизнес-план, утвержденной Акционерным Обществом «Сталь» строительства в 19 веке Тулмозерского завода в Олонецкой губернии. Здесь представлен баланс, видна вся структура документов – активы, пассивы, все как сегодня, очень похожие с современными документами при строительстве крупных заводов. В данном случае – эти документы пример того, как некачественно и неудачно может быть составлен бизнес план, маркетинговый план, не просчитаны рынки сбыта производимой продукции, - рассказывает Александр Коновалов.

В Колатсельгских штольняхВ Колатсельгских штольняхТакого же мнения придерживаются Татьяна Хмельник и Александр Потравнов, руководители культурно-исторических проектов «Регионавтика Северо-Запад»: «На наш взгляд, пример Тулмозерского завода надо преподавать в современных бизнес-школах, чтобы показать, к чему приводит составление оптимистичных бизнес-планов, которые пишутся в отрыве от повседневной практики, при неграмотном анализе рынков и конкурентной среды, в условиях явной недооценки рисков».

В Колатсельгских штольнях- Мы привыкли Карелию воспринимать как некий заповедник архаики. Карелия в нашем восприятии - это остров Кижи, иконы, старинные обряды, крестьянские дома, рыболовство, охота, природа. Но Карелия всегда была территорией, где впервые в России возникали некие технические инновации. В начале 17 века в Карелии появились металлургические заводы, крестьяне добывали руду, выплавляли железо, изготавливали железные изделия, которые вывозились даже за границу. Карелия была краем технологических, промышленных инноваций. Карелия - модернизировалась постоянно. Петровские заводы, и Александровский завод, Тулмозерский завод- все это часть индустриального наследия, и, на мой взгляд, это надо непременно изучать», -  считает доцент, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории дореволюционной России Александр Михайлович Пашков.

В Колатсельгских штольняхВ Колатсельгских штольняхИз архивных документов: «С самого начала планировалось, что домны в Тулмозерском заводе будут работать на древесном угле, как это было принято на Олонецких и Уральских заводах, в других странах, например, в Швеции. Чугун, который получался при таком производстве, был самого лучшего качества – он хорошо ковался и был слабо подвержен коррозии. Практически все известные кованые изделия из чугуна (решетки, ограды, памятники, колонны) были сделаны из чугуна, выплавленного на древесном угле. Дело в том, что при такой плавке в чугун не попадали вредные примеси – сера, фосфор и т.д. А вот чугун, который производили в домнах на угле или коксе, наполнялся этими примесями, поэтому он был хрупок и не ковался».

Кстати, о прочности чугуна, производимого на Тулмозерском заводе говорят некоторые предметы, сохранившиеся до сегодняшнего времени в этих местах.

Гематитовые штольниШтольни Тулмозерского заводаПромышленная революция конца XIX века в России вызвала повышенный спрос на чугун и железо. Но почему получилось так, что планам развития завода не суждено было реализоваться? Почему завод не был запущен в дальнейшем? Можно ли организовать экологические, туристические туры в малоизученных исторических местах? Об этом и о многом другом можно будет узнать на мастер-классах, которые состоятся 20 октября 2012 года в 201 кабинете СБИ ПетрГУ с участием Александра Потравнова и Татьяны Хмельник:

«Мы надеемся, что у студентов появится интерес к своей земле, которой они, как правило, практически не знают. Дети Интернета, они больше наслышаны о Гондурасе или Антарктиде, нежели о том, что у них под ногами. Беда в том, что многие современные студенты не умеют работать с территорией, они не знают, что для объекта важно, что - второстепенно, не могут проводить параллелей во времени и на различных территориях (а не только по Карелии) по сходным признакам. С этой бедой можно справиться исключительно силой убеждения, не жалея времени, сил и знаний. Что мы и стараемся делать».

О Татьяне Мельник и Александре Потравнове смотрите здесь: http://regionavtica.ru/

Татьяна Хмельник и Александр Потравнов Вход в штольни Тулмозерских разработок Здесь был Тулмозерский завод 
В Колатсельгских штольнях В Колатсельгских штольнях В Колатсельгских штольнях
Передвигаться по штольням можно только с фонариком и с командой Кирпичная стенка Тулмозерскаго завода У стен Тулмозерского завода
 Чугунная дверца от печи В Колатсельгских штольнях В Колатсельгских штольнях

Пресс-служба ПетрГУ

Последние новости